Неиспользуемой земли в поселении и районе нет: вся она засевается. Однако есть неучтенные земли. В городском поселении, например,-
1246 гектаров пашни, с которой земельный налог в бюджет не поступает.
- Работа над уточнением землепользователей, - отметила
Г.И. Парамонова, - в поселении ведется начиная с 2006 года. За этот период выявлено почти 6 тысяч гектаров неучтенной налогооблагаемой базы. Собираемость земельного налога в сравнении с 2006 годом увеличилась в 2,5 раза, в 4,3 раза вырос размер единого социального налога, в 2,3 раза – доход от аренды земли.
- Однако, - констатировала
Наталья Яровикова, - работа по эффективности использования земли как в городском поселении, так и в целом по району еще не соответствует оценке «удовлетворительно». Будь бюджет района в нынешнем году на уровне 2008 года, можно бы мириться с доходом от земли. Но он на 48 миллионов меньше. Поэтому, когда исполнение полномочий, прописанных муниципалитетам ФЗ о местном самоуправлении, из-за отсутствия средств находится под угрозой срыва, приостановлено финансирование большинства муниципальных программ, продолжать так работать по использованию земель нельзя.
В 2008 году при средней цене на тонну зерна в 4 тысячи рублей подоходный налог от сдачи земли в аренду (земельные паи) должен был быть более 2 миллионов рублей, в прошлом - более миллиона (при средней цене 2 тысячи рублей). Но данные о том, сколько поступило таких доходов в казну района, нигде не фиксируются.
В работе по определению землепользователей неразбериха. В районе четыре базы по земле и землепользователям: городского поселения, Федеральной налоговой службы, Россреестра (земельного комитета), Росстатистики. И все расходятся в главных показателях – количестве землепользователей и площадях земельных участков ими используемых. По данным Россреестра в пользовании граждан более 7 тысяч га земли, не переданной в аренду, т.е. той, на которой они работают сами. По сведениям городского поселения ее чуть больше 5 тысяч.
Понятно, что КФХ используют земельные участки без оформления договоров аренды и их
регистрации. Использование же земли без договоров является грубым нарушением земельного законодательства, связанного с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, имеет место незаконное получение доходов от использования земли, а бюджеты района и поселений недополучают крупную сумму доходов от уплаты единого сельхозналога.
Много нерешенных вопросов по использованию земель в черте населенных пунктов. Акта инвентаризации земельных участков нет. Поселения достоверно не знают, сколько такой земли используется, платятся ли за ее использование налоги. Контроль над эффективным и законным использованием земли осуществляют несколько федеральных и областных структур, но единой позиции надзорных органов по наведению порядка в вопросе использования земли нет.
Администрации района и поселений не владеют информацией по движению земли внутри района, не могут добиться решения надзорных служб о создании в районе единой базы использования земли и совместной работы с ней. У каждой структуры своя база, и правда своя. А муниципальные образования остаются один на один с проблемами в вопросах контроля над эффективным использованием земли, не имея законодательных прав их решать.